Составить бизнес-план
Для того, чтобы составить качественный бизнес-план, необходимо дать в нем ответы на следующие вопросы:
- какой товар или услугу мы предлагаем на рынке?
- чем наша продукция отличается от других?
- чем мы рискуем при ведении своей деятельности?
- что можно предпринять для того, чтобы снизить риски?
Кому необходимо составить бизнес-план
Необходимость составить бизнес-план может появиться перед компаниями, которые:
хотят расширять или модернизировать бизнес;
привлекают инвестиционные средства для реализации бизнес-идеи;
хотят подтвердить свою кредитоспособность перед банком.
Конкретная структура бизнес-плана зависит от конкретной ситуации, однако невозможно составить план без включения в него некоторых обязательных разделов.
Так, в бизнес-план должны быть включены:
описание услуг или продукта фирмы;
рыночный анализ: емкость рынка, перспективы расширения рынка сбыта, сформировавшаяся конъюнктура, тенденции;
анализ особенностей конкурентов и преимуществ товара компании;
маркетинговая стратегия;
оценка производственных средств фирмы, необходимость их модернизации;
расчеты необходимых средств для реализации проекта, оценка его окупаемости, рискованности, разработка графиков поступления денежных средств;
изучение организационного и кадрового потенциала компании, предложение необходимых изменений.
Чтобы составить бизнес-план, который полно оценивает риски и перспективность развития бизнеса, внедрения новых товаров или услуг, компания должна провести объемное изучение рынка и собственных сильных и слабых сторон. Однако такое изучение требует не только высокой квалификации, но и значительного времени.